Торжественное открытие XXI Российско-Финляндского культурного форума проходило в формате видеоконференции с участием более 300-т деятелей культуры из обеих стран на базе платформ Zoom и ProspectumLive.
Статс-секретарь Министерства культуры и образования Финляндии Туомо Пуумала познакомил участников с приветствием финского президента Саули Ниинистё форуму. Президент напомнил, что сегодняшний форум должен был проходить в Сибелиус-холле, в городе Лахти. Однако уже весной стало ясно, что из-за пандемии в прежнем формате встреча не состоится. Но с целью сохранения неразрывности ежегодной работы форумов Министерства культуры Финляндии и Российской Федерации приняли решение провести форум в виртуальном режиме.
Уверен, - подчеркнул финский президент, - что это решение принесет свои плоды, ибо такие сильные потрясения как пандемия COVID 19 являются еще и уникальным шансом на обновление. Это наверняка справедливо и для нашего культурного форума. Организаторы из обеих стран достойно взяли на себя миссию его подготовки и успешно задействовали виртуальную среду, позволившую организовать большое число партнерских переговоров.
Уже сейчас мы можем заявить, что их география охватывает всю Финляндию. А в числе наиболее популярных направлений сотрудничества - музыка и звуковое искусство, а также хореография, музейное дело, история, включая военную, и театр.
Саули Ниинистё констатировал также, что в течение многих лет форумы представляют собой естественную площадку для актуального контента и новых дебютов. Непрерывный диалог на актуальные темы служит источником новых инициатив, позволяет учиться друг у друга.
- Мы можем также по праву гордиться целенаправленным экспертным сотрудничеством, отметил финский президент, - кульминацией которого стало две недели тому назад открытие выставки работ венецианского мастера XVIII века Джованни Батиста Тьеполо и его сына Доменико - "Тьеполо - Венеция на севере" в художественном музее Синебрюхова. Пользуюсь случаем, - сказал Саули Ниинистё, - поблагодарить Министерство культуры Российской Федерации за содействие, позволившее открыть выставку в срок и предоставить 40 бесценных художественных произведений из фондов Эрмитажа и Пушкинского музея.
Особо ценю тот факт, - продолжил далее президент Ниинистё, - что при подготовке программы форума в центре внимания был мир музыки и его представителя. На то есть целый ряд причин, но я считаю это особо важным потому, что именно они, профессионалы в области музыки, одними из первых испытали на себе прямое, жесткое воздействие пандемии коронавируса с самых ее первых дней, с середины прошлого марта. Прямая антикризисная поддержка позволила начать поиск новых решений, которые помогут изменить и улучшить условия деятельности в музыкальной сфере.
Мы смогли найти решения и новые открытия путем обмена опытом и знаниями. Цифровые решения предлагают нам множество решений для развития инновационных и устойчивых моделей работы. И в дальнейшем их можно будет использовать наряду с традиционными формами.
Цифровые услуги в сфере культуры позволяют также снизить порог потребления культурных благ и привлечь совершенно новую аудиторию. Тем не менее, я уверен, - подчеркнул финский президент, - что в будущем, как только пандемия будет преодолена, спрос на очные контакты будет даже больше, чем сегодня. В заключение я хочу пожелать вам много новых впечатлений, здоровья и всего наилучшего на многие, многие годы.
В свою очередь, cтатс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова прочитала адресованное участникам XXI Российско-Финляндского культурного форума приветствие российского президента Владимира Путина. В нем говорилось: "Ваши встречи давно уже стали доброй традицией, а площадка форума – уникальной территорией общения, позволяющей представителям государственных ведомств, творческих коллективов, общественных и научных организаций из многих регионов России и Финляндии поддерживать прямой, неформальный диалог, обмениваться опытом, укреплять деловые и личные контакты.
Важно, что и сегодня, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, эти связи продолжают развиваться. Вам предстоит обсудить вопросы российско-финляндского взаимодействия в таких областях, как театральное и музыкальное искусство, фольклор и музейное дело, дать старт новым совместным проектам, наметить перспективы дальнейшей работы. Уверен, что нынешний форум, проходящий в год 100-летия установления дипломатических отношений между Россией и Финляндией, будет способствовать развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества, укреплению дружественных, добрососедских отношений между нашими странами и народами."
Затем слово было предоставлено хозяевам культурного форума 2021 года - губернатору Рязанской области Николаю Любимову и министру культуры Виталию Попову. Они рассказали об историческом, культурном, туристическом, природном потенциале своего региона и отметили, что благодаря российско-финляндскому культурному форуму укрепляется также сотрудничество Рязани с Финляндией. Одним из наиболее ярких проектов форума стал проект Рязанского театра драмы с хельсинкским "Волшебным театром 13".
В сентябре 2021 года на очередном форуме предлагается обсудить культурные коды городов двух стран. Что делает города незабываемыми, привлекательными? Какие коды создают культурный портрет городов? Архитектура и традиции, имена и музейные экспозиции, концертная жизнь, этнография и городские легенды - это и многое другое будут обсуждать представители культуры Финляндии и России на следующей ежегодной встрече в Рязани.
После небольшого перерыва на форуме начался музыкальный семинар. Продюсер Анника Кукконен рассказала участникам о музыкальном воспитании дошкольников в Финляндии на примере проекта "Крестники Городского оркестра Хельсинки". У каждого малыша, который родится в Хельсинки в 2020 и в последующие годы, появится "культурный крестный" - культурная организация, которая станет своего рода компаньоном для ребенка и его семьи в их близком знакомстве с искусством. Связь с "культурным крестным" продлится до достижения ребенком школьного возраста. В проекте участвуют около 30 организаций, работающих в сфере культуры и искусства. "Культурным крестным" малышей, родившихся в 2020 году, выбран Городской оркестр Хельсинки. В 2021 году своих "крестников" получат городские театры.
Тему обучения в сфере музыки в Финляндии продолжил председатель Ассоциации музыкальных образовательных заведений Финляндии, ректор Музыкального училища региона Пирканмаа Йоуни Аурамо. Он рассказал о ступенях финского музыкального образования, начиная с детских музыкальных школ и заканчивая высшими учебными заведениями во главе с Академией Сибелиуса. В возглавляемом им училище успешно используется японская методика музыкального развития Сузуки для детей с любыми природными данными, в том числе в группах с "нуля" лет. Базовое образование в сфере искусств охватывает в Финляндии девять направлений - музыку, танец, визуальное искусство, цирк, дизайн, театр, литературное искусство, архитектуру и медиа-искусство. Обучение подразумевает основную программу и расширенную. Ассоциация разработала два года назад подробную программу действий в сфере музыкального образования "Vision 2030" и "дорожную карту" по осуществлению разработанных мер.
Об академической музыке в России, об ее истории и о сегодняшней системе преподавания на семинаре увлекательно говорила генеральный директор Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова. По ее мнению, система российского музыкального образования во многом отличается от других стран. Дети сдают очень сложные экзамены при поступлении, много занимаются и если хотят посвятить себя искусству, то должны закончить музыкальную школу, училище, консерваторию и только после могут рассчитывать на место в серьезном оркестре. Кроме того, им дается возможность в период обучения выступить на профессиональной сцене.
Не меньший интерес у участников форума, задававших докладчикам вопросы онлайн, вызвало и выступление руководителя Сибирского русского народного хора Екатерины Ковалевой о сохранении народного творчества в традиционном хоровом искусстве.
Кайса Рёнккё, возглавляющая организацию Music Finland, способствующую известности и успеху финской музыки в Финляндии и за ее пределами, - рассказала о большом потенциале экспорта финской музыки и о международном сотрудничестве в музыкальной сфере, в том числе с коллегами из России.
Еще один участник семинара - Теему Лаасанен, руководитель Музыкального фестиваля в городе Миккели, где ежегодно концертирует прославленный маэстро Валерий Гергиев, - выбрал для своего выступления тему российско-финляндского сотрудничества на материале трех проектов. В их числе - ставшее уже многолетней традицией сотрудничество с Мариинским театром и Валерием Гергиевым, работа по музыкальной визуализации в рамках европейской программы Contents for Cross-Cultural Events (C3E) с Университетом прикладных наук Юго-Восточной Финляндии и Санкт-Петербургским Университетом промышленных технологий и дизайна, и - будущий совместный проект с Санкт-Петербургским симфоническим оркестром по исполнению анимационной музыки и музыки к компьютерным играм, а также "Дикой симфонии", написанной для детей популярным писателем Дэном Брауном.
Президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах, директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов с большим воодушевлением говорил на форуме о сохранении, развитии и популяризации духового исполнительства в России.
А известный московский джазист, педагог и руководитель международного конкурса "Детский триумф джаза" Павел Овчинников чрезвычайно интересно рассказывал о перспективах развития джазового образования в России.
На семинаре по креативным индустриям партнерами программы Contents for Cross-Cultural Events (C3E) - Университетом прикладных наук Юго-Восточной Финляндии и Санкт-Петербургским Университетом промышленных технологий и дизайна - были ярко и познавательно представлены кейсы проекта: разработка мобильных отелей для фестивалей Laawu - гостевой модуль на природе", студенческий конкурс по визуализации музыки "Synestesia" и сотрудничество в рамках конкурса молодых дизайнеров "Адмиралтейская игла".
В завершение семинара один из руководителей проекта, общественный педагог финского университета Антти Леппилампи поделился мыслями на тему предпринимательской деятельности как источника обновления культурных услуг на трансграничной территории.
Для участников XXI Российско-Финляндского культурного форума по традиции была подготовлена культурная программа.
Перед ее началом мэр города Лахти Пекка Тимонен пригласил всех через два года принять участие в форуме в Лахти, а в данный момент виртуально "посетить" замечательный, построенный из дерева Сибелиус-холл, где в исполнении городского симфонического оркестра под управлением дирижера Димы Слободенюка звучала музыка Сибелиуса.
И завершил сегодняшний форум концерт симфонического оркестра Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Александра Чернушенко, исполнившего для участников Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского.
Более подробная информация о проектах и форумной деятельности, в том числе на русском языке, размещается на сайте: www.kultforum.org и в соцсетях организаторов.
Источник: Наталья Ершова,
пресс-координатор русскоязычной информации форума,
медиа-агентство Media Comnatel Oy, Хельсинки